Виктор П. (al_ter_egoe) wrote in ru_psychology,
Виктор П.
al_ter_egoe
ru_psychology

Школьники которые убивают. 2.0

Несколько закономерностей, которые мешают пониманию проблемы:

1. Отношение к психологам (школьным в т.ч.) одновременно и переоценивается и недооценивается.
Переоценивание.
С одной стороны даже психологи-теоретики, которые в основном и учат психологии студентов считают задачей психологов - что-то такое сделать со школьником, чтобы тот не делал "вот того" и делал "вот это" - манипулятивная составляющая психологии.
Эта распространенное напрасное ожидание имеется у всех кто приходит к психологу с запросом: "Поговорите с моим мужем (женой, ребенком) чтобы он перестал делать что нельзя (или начал делать что нужно)." Надежда на всемогущество психолога-манипулятора.
Такое же ожидание исходит от тех, кто идет в религию за: "если я буду выполнять что от меня требуется, то Всемогущий Бог изменит мою жизнь (и своего окружения) так как я считаю правильным."

Школьный психолог НЕ МОЖЕТ повлиять на школьника! Он не должен влиять на школьника.
Задача школьного психолога - вовремя заметить конфликт между двумя сторонами: Школой и Семьей.
Ребенок - только посредник. - результат целой цепочки родительских ошибок, которая накапливается и добавляется ошибками учителей.
Школьный психолог при достаточном опыте практической работы может только помочь учителям увидеть нарастающий конфликт и пути выхода из него.
Психолог в школе - должен быть психологом для учителей, как супервизор - для психологов.
Психолог может только помогать неопытным учителям стать более опытными психологами и сообщать директору о тех учителях, которые упорно не хотят или не могут избавляться от ошибочного травмирующего поведения.
Психолог может заранее увидеть детей из группы риска, и вести их в отношениях с учителями. Параллельно предлагая их родителям психологическую помощь у клинических психотерапевтов.
Это - каким должен стать школьный психолог, если ставится задача - сберечь жизни и предупредить убийства.

2. С другой стороны значение психологов сильно недооценивается.
Опыт показывает, что на такой зарплате и с такими неопределенными задачами и полномочиями в школьные психологи идут в основном специалисты после вуза без опыта практической работы.
И этот опыт невозможно наработать ни за год ни за пять работы в школе.
Нет ни оплаченного супервизора, ни личной терапии, ни практики типа ординатуры у медиков. Они просто выброшены на выживание без какой-либо системы поддержки.
Естественно, что никаких завышенных ожиданий директора школьный психолог оправдать не сможет. И директора разочаровываются.
А за директором и весь коллектив принижает возможности психологии помочь им в решении конфликтов с учениками.


Конкретный случай с этой школой.
Как главную рабочую версию стоит рассматривать конфликт между учителем и учеником.
Вернее - этот конфликт скорее вскрыл давно зревший конфликт между родителями и учеником. Вернее - особенности детско-родительских отношений.
Немногочисленные факты позволяют сказать, что постоянное опекание отцом и дедом ребенка встречавшими его после занятий - это симптом.
То, что спокойного и умеющего за себя постоять (по словам одноклассников) ребенка отдали на школьное самбо (а не в специальную группу, которые есть в системе ФСБ) - это - симптом.
То, что ребенок отличался замкнутостью и терпением флегматика, но при этом был круглым отличником и мог иногда взорваться и постоять за себя - это клубок, который стоит распутать, чтобы понять:
- пси-диагноз, приведший с суицидальным настроениям.
- какие были маркеры, предупреждавшие о внутреннем нерешенном и нарастающем конфликте.
- какие были "предупреждения", что с каждым разом его протест-взрыв выходит на более высокий уровень.
- какого рода оскорбления сильнее всего выводили его из себя? Скорее всего он взрывался гневом когда его отвергали или лишали надежды на достижение лучшего результата.

Скорее всего учитель неправильно повел себя в конфликте, пытаясь действовать как действует социум традиционно - ломать человека, сталкивая волю взрослого - волю социума с волей ребенка. Но то, что хорошо проходит с холериками и сангвиниками, то может спровоцировать взрыв с малоэмоциональными флегматиками-эпилептоидами. Особенно когда у них высокие амбиции, нарциссическая перелюбленность-недолюбленность, амбициозные, недооцененные, пограничные родители плюс доступ к оружию. А парень очевидно твердо знал: Как положено в социуме" и как это различается с неавторитетной для него позицией учителя "Как я, учитель, строю политику социума к тебе". Учитель, ломая волю школьника, оказался неубедительным, несильным, холерическим.
И школьник с одной стороны возможно и имел суицидальные намерения, но с другой стороны имел амбиции грандиозного нарциссизма Раскольникова: "Я знаю как должен быть устроен этот мой мир и я не тварь дрожащая, а право имею".

Так что в вопросе "Кто виноват?" скорее всего проблему нужно искать в психологической особенности родителей, которые не смогли сгладить эти особенности ни с помощью Церкви ни с помощью психотерапевтов. Я вижу вину в случившемся на 80% - на родителях не справившихся с управлением, с воспитанием сына. Если стоит задача - найти виноватого.
Косвенная вина - на школе, которая просто не подготовлена к решению таких пси-проблем у школьников. Школьные учителя учатся психологии на собственном опыте, редко - с помощью более опытных коллег, на живых ресурсных детях, которые прощают ошибки. А школьные психологи - просто еще не готовы. Когда они становятся достаточно подготовленными для таких задач - они находят себе гораздо более приемлемую работу.

В вопросе "Что делать?", ответ хочется искать в том, чтобы:
1. создать что-то вроде системы психологов-супервизоров (или коучей) для директоров и проблемных учителей. Психолог в школе нужен не ежедневно, а раз в неделю.
Но не нынешний выпускник с дипломом, а клинический психотерапевт с успешным опытом работы с суицидниками.
Для того, чтобы работать с учителями. А не со школьниками.
Высококвалифицированный заслуженный психолог, к которому прислушаются и директор и учителя. Оценивать текущие конфликты и рекомендовать личную терапию учителям, которые в этом по его мнению нуждаются.
Это как закономерность: "Если вас не устраивает психологическое состояние вашего ребенка, то работать надо в первую очередь родителям над собой" или принцип семейной терапии: "танец танцуют двое." Учитель и школьник.

2. Приходящий психолог должен обладать еще достаточным опытом супервизорской работы, выполнять обязанности супервизора для учителей и оплачиваться согласно рыночным расценкам.
И лучше - на рыночной основе. Как заинтересовать в этом директора - пока не понятно. Но опыт супервизии у практикующих психологов здесь очень пригодится.
....
6. Вполне реально разработать "Пси-портрет потенциального брейвика" для того, чтобы выделять таких детей из социума и работать с ними особенно бережно, где недопустимы ошибочные слова или действия со стороны учителей, вроде обесценивания достижений такого ребенка или отвержения его.
В качестве затравки - перечисленные характеристики подростков из группы риска выше:
- эпилептоид-флегматик, сдерживающий свои эмоции,
- повышенная амбициозность,
- сложные отношения с нарциссичным родителем, возможная травма детства,
- дети такого опасаются, боясь его непредсказуемости, "в тихом омуте...".
- доступ к оружию, увлечение "стрелялками".
...12. Учить психологии в педвузах с более широким подключением психологов-практиков, ...

MLKingUPD
Из неизданного наследия МЛКинга :)
"У меня есть мечта.
Мечто о том дне, когда люди (родители и учителя) перестанут воспитывать детей битьем руками или уничтожением словами.
Мечта о том, что каких-нибудь подростков(-пусси), эпатирующих на самых святых ценностях будут не сажать в тюрьму, а направлять к психотерапевту, чтобы те помогли им разобраться со своими отношениями с родителями. Пусть даже под угрозой тюрьмы.
Мечта о том, чтобы брейвиков-убийц не отправляли в тюрьму, откуда они выйдут через 8-10 лет обозленными и возможно не сломленными, а отправляли к умному и умелому психотерапевту, который поможет ему разрешить проблему, от которой тот сбегает в свой "смертельный" побег.
Я мечтаю, чтобы это время наступило поскорее, еще при этой жизни..
."

А впрочем:
Пусть все идет со своей скоростью.
И терпение здесь не помешает.
Subscribe

  • Книга о детстве в секте

    Здравствуйте! Я выросла в тоталитарной секте, так называемой группе Столбуна, где заявлялось, что из обычных людей делают сверхлюдей с помощью…

  • Нежелание доводить дело до конца

    Здравствуйте! Нужен совет/взгляд со стороны. Давно замечаю за собой нежелание доводить дело до конца. Раньше это проявлялось в том, что я готовила,…

  • (no subject)

    Чем дальше, тем меньше хочется жить. У меня случились проблемы с деньгами. По моему диплому (журналист) работы в городе совсем нет. Я, как видите,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Книга о детстве в секте

    Здравствуйте! Я выросла в тоталитарной секте, так называемой группе Столбуна, где заявлялось, что из обычных людей делают сверхлюдей с помощью…

  • Нежелание доводить дело до конца

    Здравствуйте! Нужен совет/взгляд со стороны. Давно замечаю за собой нежелание доводить дело до конца. Раньше это проявлялось в том, что я готовила,…

  • (no subject)

    Чем дальше, тем меньше хочется жить. У меня случились проблемы с деньгами. По моему диплому (журналист) работы в городе совсем нет. Я, как видите,…